Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения. Применение государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы.
Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) являются основополагающим документом, регулирующим систему образования в стране. Они определяют требования к структуре, содержанию и результатам образовательного процесса на различных уровнях. В данном докладе рассматриваются точки соприкосновения и возможные разрывы между ГОСО дошкольного образования (ГОСО ДО) и начального образования (ГОСО НО).
Точки соприкосновения между ГОСО ДО и ГОСО НО
1.Непрерывность образовательного процесса. Оба стандарта направлены на формирование единой образовательной траектории для ребенка, обеспечивая плавный переход от дошкольного к начальному образованию.
2. Развитие личности ребенка ГОСО ДО и ГОСО НО ориентированы на развитие ключевых компетенций, таких как коммуникативные навыки, познавательная активность, эмоциональный интеллект и социальные качества.
3. ГОСО как основа содержания образования. Оба стандарта разрабатываются с учетом современных требований к образованию, международных тенденций и национальных образовательных приоритетов.
4. Формирование ключевых компетенций ГОСО ДО и ГОСО НО направлены на развитие критического мышления, самостоятельности, навыков сотрудничества и творческих способностей.
2. Возможные разрывы между ГОСО ДО и ГОСО НО
1.Различия в подходах к обучению. В дошкольном образовании преобладают игровые методы обучения, тогда как в начальном образовании идет более формализованный подход, связанный с учебной деятельностью и оцениванием.
2. Отличие в критериях оценки достижений. В ГОСО ДО отсутствует жесткая система оценивания, тогда как в ГОСО НО предусмотрены контрольные и диагностические процедуры.
3. Адаптационные сложности Переход от гибкого режима ДО к структурированной системе НО может вызвать у детей стресс и сложности в адаптации.
4. Кадровые и методические различия. Подготовка педагогов ДО и НО различается: воспитатели ориентированы на развитие и сопровождение ребенка в игре, тогда как учителя начальной школы больше сосредоточены на обучении по программам и выполнении учебных планов.
Главной задачей синхронизации является построение единой содержательной линии между детским садом и начальной школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу. Разработан ряд мероприятий по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
Ежегодно наша дошкольная организация выпускает 75 детей, которые идут в первые классы трех школ: Зеленоборская школа-гимназия, средняя школа им.Сакена Сейяуллина, общеобразовательная школа с.Окжетпес. Педагоги данных школ и детского сада работают в тесном сотрудничестве. Согласно совместного плана работы проводятся мероприятия для детей, педагогов, родителей.
Мероприятия с детьми:
Экскурсии в школу, посещение музея школы, библиотеки, спортивного зала. Были организованы совместные мероприятия с участием школьников и детей предшкольных групп, проведены беседы о профессии учителя с приглашением учителей начальных классов.
Мероприятия с педагогами:
Проведены: семинар-практикум на тему: «Синхронизация детского сада и школы», круглый стол «Современные подходы к организации преемственности ДО и НО», «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников», педагогический совет с участием педагогов школы, посещение уроков педагогами ДО, открытых занятий и мероприятий учителями начальной школы с обсуждением, рекомендациями и выводами, дни открытых дверей.
Мероприятия с родителями:
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного года. Консультации «Готовность детей к обучению в школе», беседы всех специалистов, родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, проводятся в ДО с участием учителя, набирающего 1 класс.
По показателям ИКР, дети с высоким и средним уровнем в ДО на сегодняшний день имеют высокий и средний показатель и в первом классе. Низкий показатель наблюдается у детей, не посещающих ДО и детей с ООП. Ученики 2-4 классов с высоким уровнем в ДО, на сегодняшний день являются отличниками.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из ДО в начальную школу безболезненным и успешным.