«Изучаем казахский язык в игровой форме»
Көкөністер-жемістер
Узнай по описанию
Цель: Формировать умения слушать и понимать речь, отвечать на простые вопросы: мынау не? қандай? Продолжать учить составлять словосочетания (существительное и прилагательное, числительное и существительное). Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ, ө, ү, і)
Лексический минимум алмұрт-груша
Сәбіз-лук
Пияз-лук
Қияр-огурец
Алма-яблоко
Жүзім-виноград
Үлкен-большой
Тәтті-сладкий
Кішкентай-маленький
Сары-желтый
Қызыл-красный
Жасыл-зеленый
Дәмді-вкусный
Қышқыл-кислый
Көк-синий
Домалақ-круглое
Ход игры.
Водящий рассказывает.
- Прислала Әже подарок внучке по имени Әсел. Смотрит Әсел: лежит в корзиночке что-то: Домалақ-круглое, жасыл- зелёное, откусишь его –дәмді- вкусное, тәтті-сладкое. И так далее по всем овощам и фруктам. Игровая ситуация: отвечает тот, на кого показала стрелочка.
Отбасы-семья
«Кто больше действий назовёт»
Цель: Переводить слова из пассивного словаря в активный словарь, используя притяжательные окончания существительных. Учить употреблять отдельные слова и выражения в совместном с воспитателями диалоге. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ, ө, ү, і).
Әже-бабушка
Ата –дедушка
Әке-папа
Ана-мама
Әпке-сестра
Аға-брат
Отбасы-семья
Ұл-мальчик
Қыз-девочка
Бала-ребенок
Үлкен-взрослый
Кішкентай-маленький
Сылайды-уважает
Тігеді-шьет
Оқиды-читает,учиться
Ойнайды-играет
Жинайды-убирает
Пісіреді-варит
Жұмыс істейді-работает
Мектеп-школа
Үй -дом
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к членам семьи , изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о әже- бабушке? Әже кәрі. Ол тігеді, тоқиды. Бабушка пожилая. Она вяжет, шьет.
- Что можно сказать о ана-маме. Анам сұлу. Ол тамақ пісіреді, үй жинайды. Она варит еду, убирает дом.
- Что можно сказать о сестре? Әпкем үлкен. Ол мектепте оқиды.Сестра большая.Она учится в школе. И т.д.
Игра «Накрой дастархан»
Цель: уметь гостеприимно встречать гостей, правильно накрывать на стол, называть
национальные блюда.
Материал: дастархан, курпешки, картинки с национальными блюдами
Ход:
Несколько детей садятся вокруг дастархана,остальные приходят в гости. Их приглашают:
- Кел, төрлет
- Отыр
Затем каждый ребенок гостям предлагают угощенья.
-Қымыз іш
- Сүт іш
-Шай іш
-Нан же
-Бауырсақ же
Гости имитируют принятие пищи. В конце принятия пищи говорят:
- Рақмет
Игра «Семья»
Цель: знать всех членов семьи, закрепить знания о названии их на казахском языке
Материал: паровоз с вагончиками, карточки с изображением членов семьи
Ход: Воспитатель говорит: «Сегодня мы всей семьей поедем в гости, а кого с собой возьмем вы сами скажите». Ребенок берет карточки и вставляет в вагончик и называет.
Ана- мама Аға -брат
Әке- папа Апа- сестра
Әже- бабушка Мен -я
Ата -дедушка
Педагог с детьми подводит итог как одним словом сказать кто поехал в гости: ? семья, закрепляем его на казакша отбасы.