Картотека малоподвижных игр для детей 3-4 лет
Малоподвижная игра №1 «У кого мяч?»
Цель: развитие умения выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строиться в круг.
Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см, и дети за спиной передают его по кругу). Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»- и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот у кого найден мяч, начинает водить.
Игра повторяется 2-3 раза.
Малоподвижная игра №2 «Летает- не летает»
Цель: развитие умения слушать внимательно.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центе- воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т.д. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.
Малоподвижная игра №3 «Затейники»
Цель: формирование умения идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: Выбирается водящий- затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так».
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим 3-4 раза.
Малоподвижная игра №4 «Угадай по голосу»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:
Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,
А как скажем: «Скок-скок-скок». Угадай, чей голосок.
Слова «Скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя).
Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.
Малоподвижная игра №5 «Найди и промолчи»
Цель: развитие выдержки, умения выполнять движения по сигналу.
Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тез, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному.
Малоподвижная игра №6 «Найди предмет»
Цель: развитие выдержки, наблюдательности.
Ход игры: Дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет- тот его прячет. Повторить игра 3-4 раза.
Малоподвижная игра №7 «Что изменилось?»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Одного из играющих выбирают водящим- это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (кружки из шнуров или обручи большого диаметра). В начале «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк»- на другом конце зала «в овраге»).
Воспитатель произносит:
Зайки скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают
Не идет ли волк.
«Зайцы выпрыгивают на двух ногах из «домиков». И разбегаются по всему залу. (прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк). Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой домик. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в свой «овраг». Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца», выбирают другого «волка».
Малоподвижная игра №8 «Вершки- корешки»
Цель: формирование умения ловить мяч.
Ход игры: Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. 2-й ребенок. Корешки.
Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель. 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Малоподвижная игра №9 «Карусель»
Цель: закрепление умения ходить и бегать по кругу, взявшись за руки.
Ход игры: Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносим вслух:
«Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели, А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом!»
После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:
«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!»
Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!». Дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке.
Малоподвижная игра №10 «Каравай»
Цель: развитие умения действовать по сигналу, ходить по кругу.
Ход игры: Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:
На Сережкин день рожденья
Испекли мы каравай (идут по кругу)
Вот такой вышины, (останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки)
Вот такой низины, (присаживаются на корточки)
Вот такой ужины, (сходятся к центру круга)
Вот такой ширины. (отходят назад, расширяя круг)
«Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай! (хлопают в ладоши)
Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.
Малоподвижная игра №11 «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: развитие умения подпрыгивать на двух ногах.
Ход игры: Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
ТЫ куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, кА будто отбивает мячи.
Малоподвижная игра №12 «Зайка»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Ход игры: Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку, получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берет морковку, делается веселым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Малоподвижная игра №13 «Хоровод сказочных героев»
Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.
Ход игры: Дети двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).
Малоподвижная игра №14 «Бабочка и ветерок»
Цель: снятие напряжения в области мышц рук и плечевого пояса.
Ход игры: Один из играющих- «бабочка», другой- «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками- «крылышками» «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).
Малоподвижная игра №15 «Ванька-встанька»
Цель: укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.
Ход игры: Игроки рассчитываются на первый-второй, становятся в две шеренги лицом друг к другу, держась крепко за руку. По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.
Малоподвижная игра №16 «Удержись»
Цель: воспитание выносливости, решительности.
Ход игры: Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, они стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие- сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Малоподвижная игра №16 «Бегите ко мне»
Цель: развитие умения действовать по сигналу.
Ход игры: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «Бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону комнаты и говорит «Бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.
Малоподвижная игра №17 «Поезд»
Цель: закрепление умения ходить и бегать друг за другом небольшими группами.
Ход игры: Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончика, а я – паровозом». Паровоз дает гудок- и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее.
Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь дает гудок- и поезд движется дальше. Указания к проведению. Сначала к игре
привлекается небольшая группа людей. При повторении может быть большее число участвующих (1-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносит в такт: «Чу-чу-чу».
Роль паровоза вначале выполняет воспитатель или ребенок старшей группы.
Малоподвижная игра №18 «Самолеты»
Цель: развитие умения бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты.
Воспитатель говорит: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели» дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят- разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они направляются к своим стульчикам и садятся на них.
Малоподвижная игра №19 «Воробушки и автомобиль»
Цель: развитие умения начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Ход игры: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Малоподвижная игра №20 «Лохматый пес»
Цель: формирование умения двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно, он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
Малоподвижная игра №21 «Зайка беленький сидит»
Цель: развитие умения слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(со слова «хлоп» и до конца фраз дети хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то (или мишка) зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку- и дети убегают на свои места.
Малоподвижная игра №22 «Пузырь»
Цель: развитие умения согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.
Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!»
Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш»- воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь- отходят назад, образуя большой круг.
Малоподвижная игра №23 «Солнышко и дождик»
Цель: развитие умения ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!»
Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит «Солнышко! Можно идти гулять!», игра повторяется.