"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Зеленый бор ауылының "Ромашка" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли- сад "Ромашка" села Зеленый бор при отделе образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Артикуляционная гимнастика

17.01.2018

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений

артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает

возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены

из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно,

так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,

произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.    

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших

артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,  сопровождая эти движения диффузными звуками

(бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи

ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка

постепенно.  

    Для четкой артикуляции нужны сильные,

упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с

работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,

мимических.           

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань,

трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о

специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения

многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной

клетки.  

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем

- и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно

ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять

упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3

упражнений за раз.

2. Каждое

упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические

упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном

положении).

4. При отборе

упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную

последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их

лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из

выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье

даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше

отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые

приемы.

6.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок

должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно

контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый

во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед

настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным

зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив

ребенка лицом к нему.     

8. Начинать

гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

 

 

 

Организация проведения

артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый

показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение

делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый,

проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых

ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость,

переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения

каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и

левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

своей цели.

4. Если у

ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной

ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того,

чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу,

намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Подходить к выполнению упражнений творчески.

  Сначала при выполнении детьми упражнений

наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.

Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с

тем координированными.

Система

упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические

упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации

речевых движений.

Прежде, чем

приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

 

Просмотров: 296


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст