04.01.2018
Особенности психологии дошкольников
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в
относительно самостоятельную, активную личность.
Психологические особенности дошкольного
возраста
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
- К 1 году
- ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15
- минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
- К 1,5 годам
- словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и
- узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая
- обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
- К 2 годам
- словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто
- это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия,
- глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие
- вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует
- линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
- К 2,5 годам
- словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные
- вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого
- развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку
- психического развития или глухоту.
- К 3 годам
- появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и
- увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует
- сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует
- об усложнении его мышления.
- Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может
- узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
- К 3.5 годам
- осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются
- элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со
- сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален,
- доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
- 3 – 4 года
- – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм,
- строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет
- себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые
- игры).
- К 4 годам
- способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали.
- Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно
- заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной
- вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может
- заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
- К 4,5 годам
- способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
- К 5 годам
- ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес,
- транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать
- игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями
- тела.
- С 5,5 лет
- ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
- 5-6 лет гармонизация
- отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со
- стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический
- возраст для формирования способности любить другого человека