Перед дошкольными организациями республики в текущем
учебном году стоит вполне конкретная задача: обеспечить соответствие качества
предоставляемых услуг как государственным нормам и стандартам, так и запросам
потребителя. Выполнение этой задачи становится для дошкольной организации жизненно
важным условием и требует определенных усилий и знаний от всех участников
образовательного процесса.
В 2017-2018 учебном году
образовательный процесс в дошкольных организациях всех видов независимо от формы собственности
организуется согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного
воспитания и обучения (далее – Стандарт) (ППРК от 23 августа 2012 года № 1080),
Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая
программа) (приказ МОН РК от 12 августа 2016 года №499), Типовому учебному
плану дошкольного воспитания и обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22
июня 2016 г.) и Методическому руководству к Типовой учебной программе
дошкольного воспитания и обучения (далее -Руководство).
Стандартом определены требования к уровню подготовки детей дошкольного
возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения и максимальному объему
учебной нагрузки.
Реализация обновленного
содержания дошкольного воспитания и обучения осуществляется через:
- перспективное планирование,
составленное на основе сквозных тем;
- циклограмму на неделю;
- внедрение системы
индикаторов для отслеживания уровня развития умений и навыков детей.
Интеграцию содержания образовательных областей
предусматривает Перспективное планирование, составленное на основе сквозных
тем, которые обеспечивают преемственность и последовательность освоения
содержания Типовой программы в соответствстии возрастными особенностями детей.
Интеграцию содержания образовательных областей
предусматривает Перспективное планирование, составленное на основе сквозных
тем, которые обеспечивают преемственность и последовательность освоения
содержания Типовой программы в соответствстии возрастными особенностями детей.
Перспективный план составляется воспитателем и
специалистами (учитель казахского, русского, иностранного языков, музыкальный
руководитель, специалист по физической культуре, логопед, медработник и др.) на
учебный год, согласовывается с методистом, затем утверждается руководителем
дошкольной организации.
Перспективный план предусматривает обязательное
выполнение образовательных задач по воспитанию, обучению и развитию детей с
учетом их возрастных особенностей.
В соответствии с
Перспективным планом воспитатель составляет Циклограмму на неделю согласно
сквозным темам, которая обеспечивает выполнение всех режимных процессов,
начиная с приема детей, организованной учебной деятельности, прогулок и уходом
детей домой
С сентября 2017 года в дошкольные организации
республики внедряются единые подходы к проведению мониторинга уровня развития
детей, что позволит зафиксировать динамику развития детей на разных этапах,
оказать педагогическую поддержку их индивидуальному развитию и скорректировать
дальнейшую работу с ними.
Индикаторами для
проведения мониторинга являются ожидаемые результаты по образовательным
областям, которые представлены по полугодиям.
Ведущим методом
проведения мониторинга является метод наблюдения, который проводится за
ребенком в естественных ситуациях.
Диагностика проводится
в начале, середине и в конце учебного года:
- стартовый – 1-10 сентября;
- промежуточный –
10-20 января;
- итоговый – 20-30
мая.
Стартовый контроль
проводится на основе данных предшествующей возрастной группы (ожидаемые
результаты ІІ полугодия). На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве
с психологом и педагогами-специалистами определяется уровень освоения
содержания Типовой программы, а также определяются задачи, требующие
педагогической поддержки ребенку.
Результаты
мониторинга заполняются в Листах наблюдений. На основании полученных данных
заполняется Индивидуальная карта, в которой определяются перспективы дальнейшего
педагогического процесса по оказанию помощи ребенку в освоении программного
материала.
На основании полученных данных педагог
выявляет детей, которым необходима дополнительная работа по выравниванию
знаний, умений и навыков в усвоении содержания Типовой программы, определяет
задачи и планирует дальнейшую коррекционную работу с ребенком в Индивидуальной
карте развития ребенка.
Требования к
организованной учебной деятельности
1) обеспечение максимально
допустимого объема и продолжительности организованной учебной деятельности;
2) соответствие
организованной учебной деятельности всех возрастных уровней дошкольного
воспитания и обучения санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Нормативная
учебная нагрузка в неделю определена Типовым учебным планом дошкольного
воспитания и обучения на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании»
от 27 июля 2007 года и реализуется в ходе организованной учебной деятельности.
В
группах дошкольной организации максимально допустимый общий объем недельной
учебной нагрузки:
для детей раннего возраста - 7 часов;
для детей I младшей
группы - 9 часов;
для детей II
младшей группы- 12 часов;
для детей
средней группы - 14 часов;
для
детей старшей группы - 20 часов;
для детей класса предшкольной подготовки -24
часа.
Продолжительность ОУД
в разных возрастных группах составляет:
для детей раннего возраста – 7-15 минут;
для детей среднего дошкольного возраста – 15-20 минут;
для детей старшего дошкольного возраста – 25-30 минут.
Продолжительность перерывов между ними должна
быть 10-12 минут, во время которых организуются подвижные игры умеренной
интенсивности.
В
соответствии с Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения
вариативный компонент вводится, начиная со второй младшей группы. Общий объем
недельной учебной нагрузки составляет:
для
детей второй младшей группы- 1 час;
для
детей средней группы - 2 часа;
для
детей старшей группы - 3 часа.
При
определении вариативного компонента должны быть учтены возрастные и
индивидуальные особенности, потребности, интересы детей и направленность
дошкольной организации.
Вариативный компонент, как часть ОУД,
организуется во вторую половину дня.