«Воспитываем, радуем, развиваем.
Значение пальчиковых игр в развитии речи»
Пальчиковые игры дают возможность родителям и
воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и
мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные
сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а
также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других —
ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать
понятия выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого
или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре,
важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка,
коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с
полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и
движения.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен
максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,
подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в
паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно
выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные
колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в
том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень
удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои
творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают
пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует
малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать
предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах
проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её
содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев,
движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению
упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при
этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают
произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст
разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их
новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и
возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач
сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у
детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание)
или поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если
они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.