Интеграция образовательных областей и проведение
интегрированных занятий
Организация учебно-воспитательного процесса в современных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности. Творчески работающие педагоги стараются найти новые подходы в определении содержания, форм и методов
организованной учебной деятельности (далее – ОУД) воспитанников.
Взаимосвязь образовательных областей обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Интеграция содержания образовательных областей осуществляется методом объединения их задач согласно возрастным особенностям детей. Обеспечение принципа интеграции позволяет развивать у детей познавательную активность и возможность целостно воспринимать окружающий мир.
Интегрированное
занятие – это занятие, ориентированное на раскрытие определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле ОУД через взаимное проникновение и обогащение.
Цель
интегрированных занятий –
разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие
окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему,
побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание
положительно-эмоционального настроения. Интегрированное обучение, являющееся новой моделью обучения согласно направлениям работы с дошкольниками в свете общеобязательного стандарта образования РК, используется
педагогами нашего детского сада как личностно ориентированное обучение и
воспитание детей с учетом их склонностей и способностей. Интегрированный подход
отвечает одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно
быть небольшим по объему, но емким.
Интеграция
без труда вписывается в систему ОУД, так как воспитатель в соответствии с
расписанием и определенной темой планирует занятие и дополняет его фрагментами
из разных образовательных областей.
Интегрированные
занятия не только нравятся дошкольникам, но и дают детям возможность
размышлять, созидать, фантазировать, сочинять, изобретать, познавать, развивать
коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические
структуры речи. На них важно продумывать и объединять разные виды деятельности,
чередуя их. У детей дошкольного возраста формируется познавательная активность,
так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого
опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. При
проведении интегрированных занятий педагоги сочетают классические и
нетрадиционные методы, стимулирующие речевое, познавательное, эстетическое
развитие детей дошкольного возраста. Использование разных видов деятельности в
ходе занятия позволяет достичь высокой эффективности в работе с детьми и
стабильности результатов.
Интегрированное
построение ОУД дает ребенку возможность реализовать свои творческие
способности, вырабатывает коммуникативные умения. Ведь на таком занятии нужно
уметь свободно изложить свою мысль, поделиться впечатлениями; у детей
развиваются познавательный интерес, кругозор, активность, поскольку любая тема
требует активизации опыта в ситуации интегрированного занятия.
Для
успешного проведения интегрированных занятий воспитатели соблюдают следующие
требования:
· понимание педагогом важности проблемы;
· реализация замысла, в процессе которой идет дальнейшая
разработка содержания;
· подбор наглядного материала в соответствии с
возрастными особенностями детей, требованиями ГОСО;
· систематическое проведение анализа интегрированного
занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной
деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Для
реализации задач педагоги используют разнообразные методы и приемы.
Главная
особенность организации образовательной деятельности в детском саду на
современном этапе – уход от учебной деятельности:
· повышение статуса игры как основного вида деятельности
детей дошкольного возраста;
· включение в процесс эффективных форм работы с детьми:
ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках
интеграции образовательных областей.
Педагогический коллектив нашего детского сада вовлечен в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов подачи содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает немаловажное значение через интегрированное обучение дошкольников, так как меняется способ организации
детских видов деятельности: из руководства взрослого – в совместную
деятельность ребенка и взрослого.