Многочисленные исследования последних
десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира
взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же –
ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия
с этим миром, активного экспериментирования с ним.
Я считаю, что каждый воспитатель вправе
выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но
обязательно во благо ребенка. Я использую технологию опытно- исследовательской
деятельности и экспериментирования.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему
кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он
первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и
прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают
природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда
загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к
нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.
Я рассматриваю экспериментирование как
метод, близкий к идеальному! Знания, почерпнутые не из книг, а добытые
самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Вот на этом и
основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с
дошкольниками.
Опытно - экспериментальная деятельность
позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает
наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все
познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные
решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В моей группе созданы различные центры
активности.
И детям предоставлена возможность
свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию,
конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка
способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они
выбирают, хороши для каждого.
Тема исследования или опыта может быть
подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют довольно простые
материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки,
болтики, магниты и другое. Такие материалы найти довольно просто. А вот
специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лаборатории
«Маленький исследователь» силами коллег, родителей и друзей детского сада.
Овладение способами практического
взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения
ребёнка, его личностный рост.
Доминирующую роль в этом направлении
играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в
форме экспериментальных действий, общения, игры.
Я отдаю предпочтение опытам,
экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности
детей.
И вижу, что проведение опытов и
экспериментов вызывает у детей восторг!
Возможность наблюдать и
экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям
очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать
специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные
наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом
картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со
снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также
отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с
удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с
посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно
помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света:
«выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».
Опыт – это весело и увлекательно, но в
тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети
подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и
качествах объектов, об их изменениях.
Каждый опыт помогает находить решение
всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не
иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с
вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений
окружающего мира.
Составной частью моей работы
по развитию любознательности детей посредством опытно-исследовательской
деятельности и экспериментирования в ДОУ являются досуги, праздники,
стенды, газеты, практикумы и другие формы работы с родителями, способствующие
обмену семейным опытом по обучению ребёнка умениям и навыкам исследовательского
поиска.
Результаты у моей работы есть!
Мои малыши - творческие личности,
способные к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,
исследовательской активности, они с удовольствием идут в детский сад,
непринужденно вступают во взаимодействие с взрослыми и детьми, охотно играют
вместе, участвуют в конкурсах, смотрах, выставках.Они будут успешны в школе.
Вместе с ними «расту» и я как педагог.
Мы экспериментируем, познаём, играем и развиваемся вместе!
Многому можно научиться самому: петь,
танцевать, рисовать, красиво говорить, – но еще труднее научить этому других.
Увлечь детей и коллег тем, что интересно
тебе, чем увлекаешься сам, это большой труд!
Моя работа интересна детям, родителям и
педагогам.
Очень люблю свою работу, не смотря на
все преграды и проблемы, которые неизбежны. Люблю своих детей. Уважаю своих
коллег, они такие разные, но очень гармонично дополняют меня. Являясь активным
членом творческой микрогруппы ДОУ, своим опытом делюсь с коллегами.
«Завтра никогда не бывает сегодня. Разве
можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?
Поэтому я спешу, сегодня раскрывать
детям «тайны» этого мира, используя для этого опытно-исследовательскую
деятельность и экспериментирование. В результате они тянут из клубка
познания красную нить мировидения и жизненных ценностей. Мотает её каждый
ребёнок на свой клубочек, получая уроки познания, самостоятельного
взаимодействия, активного экспериментирования с этим миром.
Уважаемые коллеги!
Все становится на свои места и
выстраивается в единую красивую схему, когда вы видите, что ребёнок
занимает активную позицию деятеля, взаимодействуя с окружающей средой, другими
детьми и взрослыми. Что он успешно решает значимые лично для него задачи и
проблемы, и при этом самоизменяется.Станет понятно, зачем все было нужно,
потому что все будет правильно!