Сообщение
«Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом введения
нового ГОСО дошкольного образования»
В 2017-2018 учебном году образовательный процесс в дошкольных организациях республики всех видов и типов независимо от форм собственности, организуется согласно
Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения
(Стандарт), утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая
2016 года № 292, Общеобразовательной учебной программе дошкольного воспитания
и обучения (Программа) и Типовым учебным планам дошкольного воспитания и
обучения (ТУП).
Инструктивно-методическое письмо составлено согласно требованиям Государственного
общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения для организации
образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан всех типов и видов независимо от форм собственности в 2017-2018
учебном году. Инструктивно-методическое письмо предусматривает
основные направления по реализации
обновленного содержания Стандарта, методические подходы в организации образовательного
процесса дошкольных организаций, создание условий для развития и воспитания
детей в соответствии с требованиями Стандарта, организацию деятельности
работников дошкольной организации, основные подходы к повышению педагогического
мастерства воспитателей. Стандартом определены
требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста, содержанию
дошкольного воспитания и обучения и максимальному объему учебной нагрузки.
На основании обновленного Стандарта разработана Типовая учебная программа взамен трем образовательным программам «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» с учетом достижений науки и практики отечественного и зарубежного опыта в системе дошкольного образования.
Цель программы:
формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитание
общечеловеческих ценностей, патриотизма и толерантности, основанных на
общенациональной идее «Мәңгілік ел».
Задачи:
- создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей охрану жизни и
укрепление здоровья ребенка;
- обеспечение принципов преемственности и непрерывности дошкольного образования;
- интеграция образовательных областей, направленных на физическое, интеллектуальное,
нравственное, эстетическое, коммуникативное развитие детей;
- организация мониторинга развития детей по усвоению ими содержания программного материала в разных возрастных группах;
- совместное сотрудничество дошкольной организации и семьи.
Программа дошкольного воспитания и обучения способствует:
- укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приобщению их к ценностям здорового образа жизни;
- применению инновационных методик и технологий для интеллектуального, социального и
личностного развития ребенка;
- обеспечению единства воспитательных, развивающих и обучающих задач воспитания и обучения детей;
- удовлетворению потребностей родительской общественности в воспитании детей дошкольного возраста.
Содержание Программы охватывает все возрастные группы:
1) Ясельный возраст – от 1 года до 3
лет:
ранний возраст – от 1 года до 2 лет
(группа раннего возраста);
младший возраст – от 2 лет до 3 лет (первая
младшая группа).
2) Дошкольный возраст – от 3 лет до 6(7) лет:
младший дошкольный возраст – от 3 лет до
4 лет (вторая младшая группа);
средний дошкольный возраст – от 4 лет до
5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 5 лет до
6(7) лет (от 5 до 6 лет - старшая группа в дошкольной организации, от 6 до 7
лет - класс предшкольной подготовки в общеобразовательной школе, лицее,
гимназии).
Программа реализуется через образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированные на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и интеграции содержания
образовательных областей. Реализация содержания Программы
осуществляется на основе интеграции образовательных областей и основными положениями
возрастной психологии и дошкольной педагогики. Все образовательные области
связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том,
что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований
и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено создание условий
для полноценного физического и психического развития детей, закаливания
организма, развития основных движений, обеспечение охраны жизни и укрепление
здоровья ребенка, формирование навыков безопасности собственной
жизнедеятельности, приобщение к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на формирование у детей коммуникативных навыков взаимодействия с окружающими людьми, развитие устной разговорной, диалоговой речи для общения в социуме, овладение основами грамоты, воспитание уважения к культуре, обычаям и традициям казахского и других народов, знание государственного языка, обучение другим языкам, привитие интереса
к художественной литературе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование у детей коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления, интереса к окружающему миру, развитие творческого воображения, интеллектуальной культуры, чувства эмпатии к живым объектам природы. Содержание образовательной области «Творчество» направлено на формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса, творческих способностей, воображения,
наблюдательности и образного восприятия окружающего мира, умения воплощать в
художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
Содержание образовательной области «Социум» направлено на освоение детьми первоначальных представлений об обществе и включение
детей в систему социальных отношений, формирование социальных
навыков личности на основе общечеловеческих норм и правил, способности к
позитивному поведению и отношению к окружающему миру, основам социальной
культуры, эмоциональной отзывчивости.
Для эффективной организации образовательного
процесса и обеспечения качественного воспитания и обучения детей в дошкольной
организации должны предусматриваться следующие принципы и подходы:
-
комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его способностей
всеми участниками воспитания и обучения – педагогами, психологами, родителями;
-
деятельностный подход к развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями;
-
инновационный подход к мониторингу уровня развития ребенка и деятельности
дошкольной организации (система автоматизации для проведения мониторинга
развития детей дошкольного возраста);
-
принцип единства, преемственности, непрерывности содержания и методов
воспитания и обучения;
- интерактивное
построение образовательного процесса с применением
информационно-коммуникационных технологий.
Деятельностный
подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания
и его личности в целом. Именно через деятельность и в процессе деятельности
человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация
его личности. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит
делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой
цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку
сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход предполагает открытие перед
ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный,
но ответственный выбор той или иной возможности.
Типовые учебные планы (ТУП) разработаны в
соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и в целях
реализации Государственного общеобязательного стандарта среднего
образования (начального, основного среднего и общего среднего образования),
утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080
(далее – ГОСО), являются составной частью ГОСО.
Типовые
учебные планы дошкольного воспитания и
обучения обеспечивают организацию педагогического процесса
с учетом возрастной периодизации по образовательным областям ГОСО: «Здоровье»,
«Коммуникация», «Творчество», «Познание», «Социум».
Общий объём
организованной учебной деятельности в
неделю и продолжительность организованной учебной деятельности (ОУД) в соответствии с возрастной периодизацией
следующие:
№ |
Группы |
Возраст детей |
Общий объём ОУД |
Продолжитель- ность ОУД |
1 |
Ранняя группа |
от 1 года до 2 лет |
7 |
7-10 минут |
2 |
I младшая группа |
от 2 года до 3 лет |
9 |
10-15 минут |
3 |
II младшая группа |
от 3 лет до 4 лет |
11 |
15-20 минут |
4 |
Средняя группа |
от 4 лет до 5 лет |
12 |
20-25 минут |
5 6 |
Старшая группа Подготовительная группа |
от 5 лет до 6 лет от 6 лет до 7 лет |
17 20 |
20-25 минут 25-30 минут |
Вариативный компонент вводится
со ІІ
младшей группы, проводится в средних, старших группах в связи с тем, что
в дошкольных организациях проводится работа по тематической направленности
дошкольной организации, экспериментальная работа, творческая работа педагогов,
работа с одаренными детьми, работа по интересам детей, которая выходит за рамки
организованной учебной деятельности. В соответсвии с этим общий объем
вариативной нагрузки по возрастным группам составляет:
№ |
Группы |
Возраст детей |
Количество часов |
1 |
II младшая группа |
от 3 лет до 4 лет |
1 ч |
2 |
Средняя группа |
от 4 лет до 5 лет |
2 ч |
3 4 |
Старшая группа Подготовительная группа |
от 5 лет до 6 лет от 6 лет до 7 лет |
3 ч 4 ч |
Планирование
1.
Перспективный
тематический план на 2017-2018 учебный год, составленный на основе сквозных тем
(титульный лист, рабочий учебной план , сетка занятий, пояснительная записка,
план), согласованный методистом и утвержденный директором детского сада.
2.
Тематический
план на месяц, план-конспект,
циклограммы
3.
Вариативный
компонент, включающий титульный лист, пояснительную записку, план работы на год
и конспекты. Количество часов вариативной части с учетом возрастной
периодизации Типового учебного плана.
4.
План работы с родителями на 2017 - 2018 учебный год.
5.
Паспорт группы.
6.
Папка и тетрадь по самообразованию
воспитателя.
7.
Портфолио воспитателя.
8.
Портфолио дошкольников.
9.
Мониторинг
умений и навыков воспитанников